Музей | Дата: Суббота, 16-Ноя-2013, 17:06:13 | Сообщение # 1 |
местный
Группа: Модераторы
Сообщений: 22
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Нет меня здесь
| Путря Саша (Александра Евгеньевна) маленькая художница-индиго из Полтавы (Украина), (1977- 1989).
За свою короткую жизнь создала 2279 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камушков, выжигание по дереву. Делала даже технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Звёздная девочка Саша Путря родилась в Полтаве, 2 декабря 1977 года, в интеллигентной семье, отец - художник, мать - музыкант. Взрастая на благодатной творческой почве, девочка развивалась поразительно быстро, удивляя и родителей, и друзей-художников. С раннего детства любила слушать классическую музыку, рано научилась читать, знала наизусть много стихов и сказок. С трёх лет она уже хорошо держала в руках карандаш и кисточку, и рисовала не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, - говорила она, - непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью»… «А помнишь, папа, как мы лежали на траве и смотрели в небо?» - и начала рассказывать, какие были тогда облака белые-белые и небо синее-синее, высокое-высокое, и в нём копошатся маленькие золотые змейки; она, мол, спрашивала, вижу ли я их, а я отвечал, что вижу, а она спрашивала, что это такое, а я и не знал. А вот теперь она знает, что это – «живчики»! Я попросил объяснить подробнее и услышал удивительную теорию, явно её собственную: из этих «живчиков» состоит, мол, всё живое – и насекомые, и микробы, и все животные, и рыбы, и все деревья и травы, словом, всё-всё-всё на свете… Эти «живчики» очень умные и знают то, чего мы не знаем. И нимбы у святых – это тоже они, «живчики». Из маленькой спальни 2-комнатной квартиры отец сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и Сашеньке. Отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи!» Убеждённый, что его доченька - это алмаз, который нуждается в огранке, отец сделал попытку обучать её по академической программе: этюды, натюрморты и т.д. - и натолкнулся на деликатный, но твёрдый отпор… Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира. Обладая утонченным чувством красоты, она вдохновенно творила свой неповторимый мир образов. Очень жизнерадостная и общительная, она неузнаваемо менялась, когда рисовала. Она очерчивает своих любимцев, будто лаская их кисточкой: смешных цыплят, котят, щенков. Прекрасные творения, рождённые волшебным воображением Саши-художницы, остались трепетным откровением чистого детского доверия и нежности к «братьям нашим меньшим»: «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котёнок Тишка в своём замке», «Праздник зверят». Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть! – считала Саша. Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые, заполняют её альбомы, и в этом сообществе она, Саша, - принцесса в короне, прекрасная и добрая. «Это я ещё маленькая, тогда была звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», - говорила Сашенька. Нетрудно уловить в этих огромных, как на иконе, глазах глубокое сострадание и печаль за нашу Землю. Неожиданно тяжёлая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь. Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Но Саша не сдаётся. Только теперь её сознание вышло за границы земного существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО – вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. Это уже композиции другой Саши, той, которая день за днём отвоёвывает право на жизнь. Вся семья, объединённая общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребёнка. Ширятся слухи о необычных рисунках, и вскорости одна за другой состоялись две её персональные выставки – первая и последняя прижизненные. Неожиданно для всех появилась в её рисунках Индия. Десятки портретов актёра из индийского фильма «Танцор диско», красавца Митхуна Чакроборти, танцующего Бога Шивы, Индиры Ганди, влюблённых индийских юношей и девушек, автопортрет в виде шестирукой богини… Отец рассказывает, что Сашенька любила повторять: «Ну куда подевались ещё мои четыре руки?» Она шутила или серьёзно?.. Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы. Отец вспоминает, что девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: «Куда девался наш слон?» Родители не поняли: «Что ты, доченька, какой слон? Откуда?», «Ну как же вы не помните нашего слона? – горячилась девочка. - Я ещё каталась на нём в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой, а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что я так высоко сижу». По тону и настойчивости, с которой дочка выясняла, где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли, что это не киношная фантазия. Тогда что? Какая память включилась в сознание девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души? «Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал «Юность Петра». В залах музея экспонаты вдруг начали восприниматься, как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, и все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню её растопыренные розовые пальчики, лежащие на чёрной лапище... Вспомнилось это теперь, когда смотрел её последнюю композицию «Сириус». Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом - себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...». Девочка боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить её: «Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно». Накануне своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку, обвела и её. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда - это Сириус, на который Сашенька хотела улететь...
Умерла Саша в возрасте 11 лет от лейкемии, (24 декабря 1989года).
С 1994 года Фонд защиты и поддержки талантливых детей, возглавляемый мэром города Полтавы Кукобой А.Т., поддержал идею создания «Детской художественной галереи им. Саши Путри» - как эстетического, творческого и педагогического центра. Круг посетителей галереи очень широк: от школьников до дошкольников с родителями.
Саша Путря была награждена посмертно: * Золотая медаль Христа Спасителя, в 1998 г.; * Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», в 2000 г.; * Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель», в 2001 г. * Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» -«Каласари Авард», в 2001 г.
Выставка работ маленькой художницы будет проходить в нашем городе. Берегите себя и своих близких!
Не проходите мимо-зайдите! История города Крупки и не только...
|
|
| |